- Еврипид
- (греч. Euripides, лат. Euripides), род. 485/84 или 480 до н. э. на Саламине, ум. в 406 до н. э. в Пелле, младший из 3 классич. греч. трагедийных поэтов, происходил из зажиточной семьи; в 408 до н. э. по приглашению македонского царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу. Им поставлены 22 тетралогии, причем он четырежды был признан победителем (впервые в 455). Сохранилось 17 трагедий и сатирич. драма («Киклоп»), подлинность «Реса» оспаривается. Е., по Аристотелю, «наиболее трагич. поэт», на материале др. мифов он создал драмы, в которых отражены духовные и социальные проблемы эпохи кризисов. Осовременивание легенд, спорность воплощения им некоторых образов богов, рационализм, скептицизм и поиски истины, склонность ставить под сомнение общепринятые обычаи часто мешали современникам Е. в полной мере осознать его величие. Жизненно правдивыми являются у Е. образы простых людей, несмотря на их связь с мифами (вмешательство богов); его герои сами вершат свою судьбу в соответствии с чертами своего характера. Е. находился под влиянием софистов, в какой-то степени на судьбе персонажей отразилась его критич. позиция по отношению к прошлому, стремление «оценить с позиций разума». В ряде произведений Е. изображает трагич. развязку родств. отношений, в т. ч. в «Алкестиде» (438) (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обреч. на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, преданной мужем), «Ипполите» (428) (любовь Федры к своему пасынку Ипполиту), в «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). Ужасы войны, страдания пленников, а также разбитые войной судьбы Е. отразил в «Гекубе», «Андромахе» и «Троянках», в которых угадывается тревога автора о грозящей Афинам опасности. В поставл. уже после его смерти пьесе «Вакханки» показаны последствия оргиастич. культа Диониса. В интерпретации сказаний об Атридах («Электра», «Орест», 408 до н. э.; «Ифигения в Авлиде», поставлена после смерти автора; «Ифигения в Тавриде») отразилась неудовлетворенность автора традиционными представлениями о богах. Ему принадлежат также «Ион», «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки», «Елена» (412). Язык Е. близок к разговорному, используемому в народе, его драмы отличают богатые словесные оттенки (персонажи Е. часто спорят — влияние совр. ему риторики). Хор в его драмах часто не имеет большого отношения к действию. Творч. метод Е. имел мн. последователей: новая аттич. комедия приняла его произведения в качестве образца (Менандр, мотивы узнавания, интриги); рим. драма, в особенности Сенека, без Е. просто немыслима. Он оказал сильное влияние на совр. драму, начиная с Ренессанса (частично благодаря Сенеке), в т. ч. и на Сартра.рис. Герма Еврипида.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.